Главная / Готовые работы / Купить курсовую работу / Юридические дисциплины / Конституционное право / Референдум: понятия, виды и механизм проведения (БГЭУ)

Референдум: понятия, виды и механизм проведения (БГЭУ)

Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение……………………………………………………………………………4

1. Понятие и виды референдума…………………………………………………..6

1.1 Понятие и конституционно-правовое регулирование референдума……….6

1.2 Виды референдумов…………………………………………………………..11

2. Порядок инициирования, назначения и проведения референдумов………..14

2.1 Порядок инициирования и назначения республиканского референдума…14

2.2 Проведение республиканского референдума……………………………….17

2.3 Порядок инициирования, назначения и проведения местного

референдума……………………………………………………………………….19

3. Ответственность за нарушения законодательства о референдуме………….23

Заключение………………………………………………………………………...27

Список использованных источников…………………………………………….29

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 30 с., 21 источник 

 Объект исследования – общественные отношения, возникающие при проведении референдума.

Предмет исследования – нормы конституционного и иного законодательства Республики Беларусь, имеющаяся учебная и научная литература.

Цель работы изучение правового регулирования референдума в Республике Беларусь.

Метод исследо­вания – анализ действующего в Республике Бе­ларусь законодательства и имеющейся учебной и научной литературы.

Исследования и разработки: рассмотрено понятие и виды рефе­рендумов;  изучен порядок инициирования, назначения и проведе­ния референдумов;  проанализированы виды ответственности за нарушения законодательства о референдуме в Республике Беларусь.

Элементы научной новизны: на основе комплексного исследования предложены изменения и дополнения в законодательство, регламентирующее вопросы, по которым может проводиться местный референдум.

Область возможного практического применения: совершенствование законодательства Республики Беларусь о референдумах

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников  теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

________________

(подпись студента)

ВВЕДЕНИЕ

 Референдум – один из важнейших институтов непосредственной демократии. Он имеет преимущества перед представительной демократией, когда избранные народом органы государственной власти опосредованно выражают волю избирателей. Референдум дает возможность гражданам выразить свою волю непосредственно, путем голосования.

Возможность проведения референдума предусмотрена в конституциях многих европейских стран: Болгарии, Венгрии, Польши, России, Румынии, Словакии, Словении, Франции, Швейцарии, Эстонии и ряда других стран.

Одним из основных институтов непосредственной демократии являются народные голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Народ определяет сам свою судьбу. Активно участвуя в историчес­ком процессе либо молчаливо взирая на действия правящей элиты, он выбирает свой путь, в том числе и тогда, когда соглашается с предложенным вариантом развития.

Референдум в системе непосредственной демократии занимает особое место, предопределенное его сущностными характеристиками как осуществляемого в форме всенародного голосования волеизъявления граждан, проживающих на территории публично-правового образования, направленного на принятие окончательного властного решения. Самостоятельное место этого института в системе непосредственной демократии предопределяет такие требования к нормативно-правовому регулированию референдумных процедур, которые, с одной стороны, позволяют гражданам свободно решать путем референдума наиболее важные вопросы государственного и местного значения, а с другой – не позволяют злоупотреблять правом на референдум в целях дестабилизации общественно-политической обстановки.

Следует отметить, что конституционное право на участие в референдуме не получило прямого закрепления в важнейших международных документах. Так, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. закрепляет право каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей [2]. Аналогична формулировка ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах [14]. В Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. отсутствует сам термин «референдум».

Тема референдума получила разработку в отечественной науке в основном в последнее десятилетие. Следует отметить работы белорусских ученых А.М. Боголейко, Т.С. Масловской, посвященные отдельным вопросам правового регулирования референдума. Между тем, опыт проведения референдумов в Республике Беларусь и ана­лиз законодательства по дан­ному вопросу свидетельствуют о том, что данный инсти­тут нуждается в совершенствовании.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при проведении референдума.

Предметом исследования являются нормы конституционного и иного законодательства Республики Беларусь, имеющаяся учебная и научная литература.

Целью курсовой работы является изучение правового регулирования референдума в Республике Беларусь.

Ставятся задачи:

- рассмотреть понятие и виды рефе­рендумов,

- изучить порядок инициирования, назначения и проведе­ния референдумов;

- проанализировать виды ответственности за нарушения законодательства о референдуме в Республике Беларусь.

Методом исследо­вания является анализ действующего в Республике Бе­ларусь законодательства и имеющейся учебной и научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Референдум  является  способом  принятия  гражданами Республики Беларусь   решений   по   важ­нейшим   вопросам   государственной   и общественной жизни.

В отличие от выборов голосование на референ­думе придает юридическую силу не мандату отдельного лица, например, депутату, а решению какого-либо во­проса.

В ИК определяются общие принципы не только избирательной системы, но и рефе­рендума (глава 2). Участие в референ­думе основывается на демократических принципах из­бирательного права. Однако нельзя просто механически использовать эти принципы при определении порядка проведения референдума. Ведь народное голосование в том понимании, как оно должно быть, всегда прямое го­лосование. Поэтому для определения принципов вполне достаточно указания на то, что референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосо­вания. Именно эти принципы закреплены в ст. 76 Конституции Республики Беларусь.

Избирательный кодекс в ст. 13  устанавливает опре­деленные гарантии при проведении референдума.

Юридическая сила референдума в Республике Бела­русь, как и во многих зарубежных странах, выше юриди­ческой силы законов. В ст. 77 Конституции Республики Беларусь предусмот­рено, что решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Тем са­мым установлена правовая основа для принятия актов Парла­мента или иных органов по решениям, принятым рефе­рендумом. Если же при проведении народного голосова­ния по конкретному вопросу такое право не бу­дет деле­гировано государственному органу, то никто не вправе на­рушить незыблемый принцип верховенства воли на­рода.

В литературе различают многие виды референдумов, классифицируя их по различным основаниям.

В  Республике  Беларусь  могут  проводиться  рес­публиканские  и местные референдумы.

Законодательство Республики Беларусь о местных референдумах не предусматривает перечня вопросов, выносимых в обязательном порядке на народное голосование. К числу таких вопросов, можно отнести вопросы, решение которых не допускается без учета мнения населения соответствующей территории: размещение крупных предприятий, сооружений и иных объектов, затрагивающих экологические интересы населения, изменение границ административно-территориальных единиц, отзыв депутата и др.

На сегодняшний день в Республике Беларусь отсутствует практика проведения местных референдумов. Однако в целях повышения эффективности местного самоуправления целесообразно применять при необходимости такую форму осуществления власти народом на местном уровне, как местные референдумы. Референдум – это институт, который позволяет народу (как источнику государственной власти) выразить свое мнение по поводу принятия правового акта или какого-либо важного решения, затрагивающего интересы населения. С помощью местного референдума избиратели могут более эффективно влиять на местные представительные органы власти, в том числе на деятельность конкретных депутатов, используя право отзыва депутата. Таким образом, местный референдум можно использовать для решения актуальных проблем социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности местных представительных органов власти.

Различаются референдумы и по юридической силе. Юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

В целом законодательство Республики Беларусь адекватно и полно регламентирует порядок инициирования, назначения и проведения референдумов.

За нарушения законодательства о референдуме предусмотрены не только административная и уголовная ответственность, но и конституционно-правовая ответственность инициативной группы по проведению референдума, мерами которой являются отказ в регистрации инициативной группы и отклонение предложения о проведении республиканского референдума.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 1. Боголейко, А. М. Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства и законодательства о референдуме (часть 1) / А. М. Боголейко // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

2. Всеобщая декларация Организации Объединенных Наций «Прав человека». Принята в г.Нью-Йорке 10.12.1948. // Народная газета. 1998. № 249. С. 3

3. Демичев, Д. М. Конституционное право. Учебн. пособ. / Д. М. Демичев. – Минск: Высш. шк., 2004. – 351 с.

4. Игнатенко, В.В. Конституционно-правовая ответственность в избирательном процессе / В.В. Игнатенко // Академический юридический журнал. - 2002. - № 3. - С. 23-32.

5. Игнатенко, В.В. Юридическая ответственность и избирательный процесс / В.В. Игнатенко. - М.: РЦОИТ, 2001. – 144 с.

6. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 № 370-З (ред. от 25.11.2013) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194-З (ред. от 11.07.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

8. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

9. Конституция СССР 1936 г. // Образование и развитие СССР. Сборник документов. – М., 1973.

10. Кряжков, В. А. Развитие институтов непосредственной демократии в современный период / В. А. Кряжков // Советское государство и право. 1988. № 9. С. 21-30.

11. Конституционное право Республики Беларусь: Монография / К.Н. Кунцевич [и др.]; под общ. ред. К.Н. Кунцевич. – Минск: Молодежное общество, 2003. – 456 с.

12. Маклаков, В. В. Референдум в буржуазном государстве / В. В. Маклаков // Правоведение. 1975, № 3. С. 96-98.

13. Масловская, Т.С. Некоторые аспекты правового регулирования местного референдума в Республике Беларусь (по состоянию на 17.03.2011) / Т.С.Масловская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

14. Международный пакт Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах». Принят в г.Нью-Йорке 16.12.1966 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291

15. О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30.12.1997 N 114-З (ред. от 12.12.2013) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

16. О народном голосовании (референдуме) в Белорусской ССР: Закон Республики Беларусь от 13.06.1991 № 859-XII // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991, № 25, ст. 364

17. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З (ред. от 02.07.2009) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

18. Референдум как институт непосредственной демократии (Редакционный материал) // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 6. С. 10-15.

19. Референдум: «за» и «против» (по матер. кругл. стола) // Человек и экономика. 1991. № 2. С. 15-17.

20. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З (ред. от 30.06.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

21. Чурина, А. И. Референдум и всенародные обсуждения: их соотношение / А. И. Чурина // Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. - М., 1990. С. 4-6. 

Способы оплаты

Банковский переводWebMoneyЯндексДеньгиEasyPayVisa/MasterCardАИС «Расчет» (ЕРИП)