Главная / Готовые работы / Купить курсовую работу / Юридические дисциплины / Конституционное право / Ответственность за нарушение избирательного законодательства (БГЭУ)

Ответственность за нарушение избирательного законодательства (БГЭУ)

Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение……………………………………………………………………………...4

1. Традиционные виды ответственности за нарушения избирательного

законодательства………………………………………………………………….…6

1.1 Уголовная ответственность………………………………………………….….6

1.2 Административная ответственность…………………………………………..11

1.3 Гражданско-правовая ответственность……………………………………….13

2. Конституционно-правовая ответственность за нарушения избирательного

законодательства…………………………………………………………………...14

2.1 Понятие конституционно-правовой ответственности за нарушения

избирательного законодательства………………………………………………....14

2.2 Основания, субъекты, меры и процедура реализации

конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного

законодательства…………………………………………………………………...15

2.3 Конституционно-правовая ответственность кандидатов……………………17

3. Совершенствование ответственности за нарушения

избирательного законодательства…………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованных источников…………………………………………...…29

РЕФЕРАТ

 Курсовая работа: 30 с., 22 источника.

 УГОЛОВНАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ, ГРАЖДАНСКАЯ, КОНСТИТУЦИОННАЯ, ОТВЕТСТВННОСТЬ

 Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при нарушении избирательного законодательства.

Предметом исследования являются нормы белорусского избирательного законодательства, имеющаяся учебная и научная литература, а также практика правоприменения избирательного законодательства в Беларуси.

Целью работы является изучение ответственности за нарушения избирательного законодательства.

Методы исследования: диалектический, системно-структурного и сравнительного анализа, формально-юридический,  формально-логический и др.

Результат исследования: выявлены и проанализированы виды ответственности за нарушения избирательного законодательства

Элементы научной новизны: в работе исследованы вопросы ответственности за нарушения избирательного законодательства, разработаны практические рекомендаций, направленные на совершенствование действующего избирательного законодательства.

Областью возможного практического применения результатов исследования является возможность их использования для дальнейших научных изысканий, а также для дальнейшего совершенствования норм действующего законодательства.

 Автор работы подтверждает, что приведенный в ней нормативный правовой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы, а все заимствованные из литературных и других источников положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.      

ВВЕДЕНИЕ

 В Конституции Республики Беларусь содержатся нормы, закрепляющие право гражданина на управление делами государства (ст. 37). Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

Основными формами осуществления народом (гражданами) государственной власти являются народные голосования (референдумы), обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, сельские сходы, собрания граждан и др.

Народные голосования (референдумы), и народные обсуждения как важнейшие институты непосредственной демократии несмотря на некоторую близость самостоятельны и не могут отождествляться. Общим для них является непосредственное участие народа (граждан) в правотворческой работе государственных органов, то, что они представляют собой выражение общественного отношения к проблеме. Однако в первом случае решение обычно является обязательным, во втором (при проведении народных обсуждений) выявляется лишь мнение, которое юридически не обязательно для властных структур государства.

Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38).

Эффективность процесса становления и развития правового государства в Республике Беларусь предполагает совершенство норм избирательного законодательства. При этом одним из приоритетных направлений совершенствования избирательного законодательства является защита и охрана избирательных прав граждан.

Разносторонний характер избирательных правоотношений обуславливает необходимость комплексной защиты их от неправомерных посягательств с использованием правовых средств, которым располагают различные виды юридической ответственности.

При этом в настоящее время практически отсутствуют работы современных белорусских авторов, посвященные рассмотрению ответственности за нарушения избирательного законодательства. Можно отметить только работы А.М. Боголейко, А.М., посвященные одному из видов ответственности в сфере избирательных правоотношений Республики Беларусь – конституционно-правовой ответственности.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при нарушении избирательного законодательства.

Предметом исследования являются нормы белорусского избирательного законодательства, имеющаяся учебная и научная литература, а также практика правоприменения избирательного законодательства в Беларуси.

Целью работы является изучение ответственности за нарушения избирательного законодательства.

Задачи исследования:

- рассмотреть традиционные виды ответственности за нарушение избирательного законодательства;

- изучить конституционно-правовую ответственность за нарушения избирательного законодательства;

- проанализировать проблемы совершенствования ответственности за нарушения избирательного законодательства.

Методы исследования: диалектический, системно-структурного и сравнительного анализа, формально-юридический,  формально-логический и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Основное место в механизме правовой охраны электоральных отношений отводится уголовной и административной ответственности, допускается также применение мер гражданско-правовой ответственности.

Законодательство Республики Беларусь содержит санкции за нарушения избирательного законодательства, которые нельзя отнести ни к одному из рассмотренных выше, а также традиционно выделяемых в литературе видов юридической ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная).

В целом мерами уголовной и административной ответственности обеспечено соблюдение наиболее важных для реализации избирательных прав граждан норм избирательного законодательства. Установленные в ст.ст. 9.10-9.12 КоАП размеры штрафа в большинстве случаев оправданны и способствуют упорядочиванию общественных отношений по реализации избирательных прав граждан. Однако, санкции ст.ст. 9.10-9.12 КоАП предусматривают ответственность в виде альтернативных мер взыскания: предупреждение или наложение штрафа. Санкция в виде предупреждения  не соответствует общественной опасности деяний, предусмотренных ст.ст. 9.10-9.12 КоАП. Соответственно, из санкций ст.ст. 9.10-9.12 КоАП такой вид взыскания как «предупреждение» необходимо исключить.

Несмотря на то, что действующим избирательным законодательством Республики Беларусь устанавливаются отдельные основания конституционно-правовой ответственности и определяются специфичные санкции, свойственные данному виду ответственности, сама она остается законодательно не регламентированной. Данное обстоятельство не только негативным образом отражается на правоприменительной деятельности, но и в значительной мере препятствует дальнейшему совершенствованию законодательного регулирования этой правовой категории и осложняет ее концептуально-теоретическое развитие.

Можно обозначить недостатки белорусского избирательного законодательства в области конституционно-правовой ответственности.

1. Большинство норм, касающихся возложения мер конституционно-правовой ответственности на виновных субъектов, носит диспозитивный характер и допускает усмотрение субъектов юрисдикции (инстанций ответственности) по вопросу применения мер или их неприменения. При этом одним из важнейших постулатов юридической ответственности является ее неотвратимость: за совершенное правонарушение должна наступать ответственность. Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности или смягчающие ее меры, должны быть четко регламентированы и предусмотрены законом.

2. Процедура привлечения к конституционно-правовой ответственности отличается фрагментарностью и разрозненностью нормативного закрепления, пробелами законодательного регулирования.

3. Предупреждение представляет собой наиболее мягкую меру конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства, применяется за малозначительные избирательные правонарушения, не являющиеся грубыми или существенными, и является мерой оценочного характера. При этом в избирательном законодательстве Республики Беларусь не раскрывается правовое содержание предупреждения как меры конституционно-правовой ответственности.

Законодатель предусмотрел вынесение предупреждения за любые нарушения требований ИК и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах. Субъектами ответственности в рассматриваемом случае выступают лицо, выдвигаемое кандидатом, кандидат, инициативная группа, которые в том числе несут ответственность за деяния своих доверенных лиц. Представляется более обоснованным применение данной меры ответственности также и к иным участникам избирательного процесса. Так, в федеральных законах о выборах Российской Федерации закреплена возможность вынесения предупреждения в отношении не только зарегистрированных кандидатов,  но и в отношении незарегистрированных кандидатов.

Основания применения предупреждения как меры конституционно-правовой ответственности сформулированы в довольно общей форме, а условия применения предупреждения не определены. Данный пробел должен быть восполнен в перспективе в рамках проводимой работы по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства. Анализ действующего законодательства о выборах и практики его применения позволяет отнести к таким условиям два основных фактора:

1) отсутствие фактических и правовых оснований для отказа в регистрации кандидата или отмены решения о регистрации кандидата;

2) малозначительный (несущественный) характер совершенного избирательного правонарушения.

4. В качестве оснований отказа в регистрации кандидата законодатель определил в том числе представление в декларации о доходах и имуществе лица, выдвинутого кандидатом, или супруги (супруга) кандидата в Президенты Республики Беларусь и совершеннолетних близких родственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство, не соответствующих действительности сведений, «имеющих существенный характер». Недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствующую избирательную комиссию, является достаточным основанием отказа в регистрации кандидата при условии, что не соответствующие действительности сведения о доходах и имуществе носят существенный характер. Разъяснение о том, какие не соответствующие действительности сведения о доходах и имуществе имеют существенный характер, дает Центральная комиссия. В настоящее время подобные разъяснения Центральной комиссии отсутствуют, что приводит к проблемам в правоприменении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 1 Боголейко, А.М. К вопросу об основаниях конституционно-правовой ответственности / А.М. Боголейко // Юстиция Беларуси. – 2011. – № 9. – С. 42 – 45.

2 Боголейко, А.М. Конституционно-правовая ответственность в сфере избирательных правоотношений Республики Беларусь / А.М. Боголейко // Право.by. – 2012. – № 3. – С. 30–38.

3 Боголейко, А.М. Понятие и состав конституционного правонарушения / А.М. Боголейко // Право и демократия: сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: В.Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2013. – Вып. 24. – С. 132–148.

4 Боголейко, А.М. Проблемные вопросы определения понятия конституционно-правовой ответственности и его содержания / А.М. Боголейко // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2005. – № 2. – С. 133–137.

5 Бондарович, С. П. Постатейный комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях. Особенная часть. Глава 9. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина» / С. П. Бондарович // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

6 Гаджиев, Г.А. Конституционные основы юридической ответственности и конституционно-правовая ответственность / Г.А, Гаджиев // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 7-15.

7 Ескина, Л.Б. К вопросу об обосновании института конституционно-правовой ответственности в российской правовой системе / Л.Б. Ескина // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 8. С. 4-15.

8 Игнатенко, В.В. Конституционно-правовая ответственность в избирательном процессе / В.В. Игнатенко // Академический юридический журнал. - 2002. - № 3. - С. 23-34.

9 Игнатенко, В.В. Юридическая ответственность и избирательный процесс / В.В, Игнатенко. - М.: РЦОИТ, 2001. - 106 с.

10 Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 № 370-З (ред. от 25.11.2013) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

11 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З (ред. от 10.01.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

12 Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.

13 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

14 Луканина, Т.И. Отказ в регистрации в качестве кандидата как мера конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса / Т.И. Луканина // Российский юридический журнал. 2011. № 6. С. 42-50.

15 Матейкович, М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации / М.С, Матейкович // Государство и право. - 2000. - N 10. - С. 28-35.

16 Собачевская, Ю.А. Особенности административной ответственности за нарушения избирательного законодательства / Ю.А, Собаческая // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 55-57.

17 Собачевская, Ю.А. Типы и особенности конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства / Ю.А. Собечевская // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 1. С. 33-35.

18 Тарабан, Н.А. К вопросу об административной ответственности за нарушение избирательного законодательства / Н.А. Тарабан// Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 1. С. 30-35.

19 Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / Под ред. Н. А. Бабия и И. О. Грунтова – Минск: Новое знание, 2002. – 912 с.

20 Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З (ред. от 29.01.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

21 ЦИК Беларуси не удовлетворил жалобы 4 претендентов на депутатский мандат // [Электронный ресурс]  http://www.qwas.ru/belarus/gramada/id_117295/

22 ЦИК отказал в регистрации кандидатом в депутаты активиста движения в поддержку предпринимательства А. Макаеву // [Электронный ресурс] http://www.interfax.by/news/belarus/1045372

Способы оплаты

Банковский переводWebMoneyЯндексДеньгиEasyPayVisa/MasterCardАИС «Расчет» (ЕРИП)