Главная / Готовые работы / Купить дипломную работу / Право / Финансовое право / Местные налоги и сборы в Республике Беларусь (БИП)

Местные налоги и сборы в Республике Беларусь (БИП)

Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение 

1. Местные налоги и сборы в налоговой системе Республики Беларусь

1.1     Понятие и классификация местных налогов и сборов

1.2 Принципы налогообложения на местном уровне

 2. Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов

2.1 Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия местных налогов и сборов

2.2 Опыт установления ведения местных налогов и сборов в зарубежных странах

3.Проблемы взымания местных налогов и сборов в Речицком районе

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

 Особенности современных государств исключают возможность эффективного функционирования и решения всех стоящих перед ними задач исключительно на центральном уровне, а также обуславливают наличие низового уровня управления, а именно – местного самоуправления. Как указал Х. Циммерманн, «децентрализованная форма государственного устройства, и в особенности ее ключевой элемент – муниципальный уровень власти, в наиболее полной степени соответствует требованию о необходимости реализации предпочтений граждан (говоря экономическим языком, принципу суверенитета потребителей)».

Система местных налогов обладает уникальным характером, сочетающим в себе как воздействие центра на формирование в законченном виде работоспособной модели каждого местного налога, так и влияние территориальных органов власти на параметры отдельных элементов данных налогов в целях оперативного финансового реагирования на изменения социально-экономических условий на уровне территорий.

Согласно ст. 120 Конституции Республики Беларусь  местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

Установление повинностей на уровне отдельных поселений имело место на территории Беларуси еще в ранний феодальный период и сохранялось на протяжении всей истории развития государства. Однако, глубокому анализу проблем правового регулирования местного налогообложения на современном этапе уделяется явно недостаточное внимание. Если налоги, которые относятся к республиканским налогам, в силу объективной сложности их правовых моделей, большой значимости с точки зрения наполнения бюджета и, вследствие этого, большого количества споров, возникающих в процессе исчисления и взимания указанных налогов, подвергаются тщательному и всестороннему исследованию со стороны как теоретической, так и сугубо прикладной, то работы, посвященные юридической стороне установления, введения и взимания местных налогов и сборов, практически отсутствуют.

Исследованию проблем местного налогообложения ученые начали уделять пристальное внимание с конца XIX-начала XX века. Однако, значительное количество существующих работ основаны на утратившей свою актуальность нормативно-правовой базе. Мало исследованы проблемы отсутствия единой терминологии в сфере местного налогообложения, применяемой в нормативных правовых актах и научной литературе, нечеткого разграничения компетенции органов государственной власти и органов местных образований, не сформирована система принципов правового регулирования в сфере местного налогообложения, не выработана система мер, направленных на обеспечение конституционных принципов и соблюдение законодательства при установлении и введении местных налогов и сборов. В существующих исследованиях практически отсутствуют попытки осуществления комплексного анализа норм законодательства о налогах и сборах, регулирующих отношения по установлению, введению, исчислению и уплате местных налогов, во взаимосвязи с нормами, относящимися к иным отраслям законодательства: гражданского, муниципального, бюджетного, административного.

Вместе с тем, «создание налоговой системы, закрепляющей оптимальный баланс интересов различных уровней управления, само по себе является важнейшим фактором, определяющим условия функционирования любого государства». Практическая значимость местных налогов для наполнения бюджетов местных образований и решения вопросов местного значения в условиях хронического дефицита местных бюджетов и не до конца реализованного фискального потенциала местных налогов, недостатки правового регулирования местного налогообложения, проблемы актов законодательства, посвященных местным налогам, свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в данной области, что обусловило выбор темы настоящей работы.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе установления, введения, исчисления и уплаты местных налогов и сборов. В качестве предмета исследования выступают правовые нормы, регулирующие совокупность отношений, связанных с установлением и введением местных налогов и сборов.

Цель исследования заключается в анализе категории местных налогов и сборов как части системы налогов и сборов Республики Беларуси, выявлении наиболее существенных проблем правового регулирования отношений в сфере местного налогообложения, определении возможных направлений совершенствования законодательства в данной области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести теоретический анализ правового регулирования местных налогов и сборов;

- определить и разграничить компетенцию органов законодательной власти и представительных органов местных образований в сфере местного налогообложения;

- сформулировать принципы правового регулирования отношений, связанных с установлением и введением местных налогов и сборов;

- проанализировать практику установления и введения местных налогов и сборов на территории различных административно-территориальных образований Республики Беларусь;

- определить степень обоснованности существующей системы местных налогов и сборов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Наличие задач, которые могут быть эффективно решены исключительно на местном уровне обуславливает необходимость наделения местных органов власти как собственными источниками доходов, обеспечивающими наличие необходимых ресурсов для решения стоящих перед ними задач, так и отдельными полномочиями по регулированию отношений, связанных с формированием доходной части местных бюджетов. Как первая, так и вторая из указанных целей в значительной степени достигаются за счет наличия в системе налогов и сборов Республики Беларусь местных налогов и сборов, которые в полном объеме поступают в местные бюджеты и на исчисление и уплату которых органы местного самоуправления могут оказывать существенное влияние.  В отличие от стран с развитой экономикой, где значительную часть доходов местных бюджетов составляют местные налоги, в Беларуси доля местных налогов и сборов крайне мала. Что, естественно, ведет к увеличению дотационности местных бюджетов и, как следствие, к снижению их экономической самостоятельности.

2. Несмотря на небольшую роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов, доля местного налогообложения в системе налогов и сборов Беларуси явно занижена относительно уровня самостоятельности органов местного самоуправления в решении социальных задач. В связи с этим одним из направлений в совершенствовании налогового механизма должно стать возрастание доли местных налогов и сборов в бюджетах территорий при сохранении правового единства в налоговой системе в целом. Решение такого рода задач требует как проведения исследований в области экономического анализа местного налогообложения, так и поиска путей совершенствования правового регулирования местных налогов и сборов.

3. Местные налоги и сборы являются составным элементом единой налоговой системы Республики Беларусь и, следовательно, должны основываться на единых правилах организации и функционирования такой системы. Для этого предусматривается обязательность соответствия решений местных Советов депутатов об установлении, введении, изменении и прекращении действия любого из местных налогов и сборов принципам, заложенным в НК.

4. Исследовав законодательное определение понятия местных налогов и сборов, а также высказывания ученых об их признаках, можно выделить следующие существенные признаки местных налогов и сборов, отличающие их от иных видов налогов и сборов в системе налогов и сборов Республики Беларусь:

1) установление местных налогов НК и устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов, которые определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут предусматривать налоговые льготы;

2) введение в действие и прекращение действия местных налогов и сборов на соответствующей территории нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов о налогах;

3) уплата местных налогов и сборов на соответствующих территориях.

5. Недостатки закрепленного п. 3 ст. 7  НК понятия местных налогов и сборов связаны, в первую очередь, с отсутствием законодательного определения понятий «установление» и «введение в действие» налога и сбора. На основе анализа норм права, можно сформулировать следующие определения понятий «установление налога» и «введение налога».

Установление налога (сбора) можно определить как принятие в соответствии с нормами НК, а также, в случаях, установленных НК, нормативного правового акта (решения) местного Совета депутатов, определяющих все элементы налогообложения, указанные в пункте 5 статьи 6 НК, применительно к конкретному налогу (сбору).

Введение налога (сбора) предлагается определить как принятие республиканским или местным представительным органом власти в пределах своей компетенции нормативного правового акта об обязательности уплаты конкретного налога (сбора) на соответствующей территории с указанием даты, начиная с которой исчисление и уплата данного налога являются обязательными.

Представляется целесообразным закрепление соответствующих определений на уровне НК.

6. Статья 2 НК определяет базовые принципы организации и функционирования налоговой системы Республики Беларусь, нарушение которых в НК или в ином акте налогового законодательства недопустимо. Требования ст. 2 НК в полной мере должны распространяться не только на республиканские налоги, сборы (пошлины), но и на местные налоговые платежи, из чего вытекает необходимость существенного упорядочения системы местных налогов и сборов, и в первую очередь установления четкого перечня их видов.

7. Классификация местных налогов и сборов по различным основаниям способствует систематизации нормативных правовых актов, их правильному толкованию, позволяет лучше уяснить сущность категории. Местные налоги и сборы необходимо классифицировать по различным основаниям. Особо ценной представляется классификация местных налогов в зависимости от территориальной организации местного самоуправления, что позволяет выявить определенные различия в компетенции местных образований по установлению местных налогов, а также различия в уровне бюджетной обеспеченности местных образований.

8. Статья 9 НК предусматривает закрытый перечень налогов и сборов, которые могут быть введены соответствующими органами власти на подведомственных административных территориях: 1) налог за владение собаками; 2) курортный сбор; 3) сбор с заготовителей. Обязательное введение в каждом бюджетном (финансовом) году всех предусмотренных в ст. 9 НК не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении самостоятельно решается местными органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь.

9. Зарубежный опыт свидетельствует, что в целом при бедности ресурсов местных органов власти их обязанности велики. У местных органов власти формируется серьезное финансовое бремя. С другой стороны, местные налоги и сборы не формируют серьезной доходной части в местных бюджетах. Зарубежный опыт свидетельствует, что в целях усиления финансовой основы местного самоуправления необходимо передавать на местный уровень налог на недвижимость.

10. На территории Речицкого района установлены и действуют все три предусмотренных ст. 9 НК местных налогов и сборов. Решением Гомельского областного Совета депутатов от 24 декабря 2009 г. № 302 на территории Гомельской области установлены и введены налог за владение собаками и сбор с заготовителей. Данным Решением установлены ставки налога за владение собаками в 3-5 раза ниже максимально возможных согласно п. 3 ст. 270 НК и максимально возможная ставка сбора с заготовителей, предусмотренная п. 3 ст. 282 НК. Указанным Решением утверждены категории лиц, освобождаемых от уплаты налога за владение собаками и сбора с заготовителей. Решением Речицкого районного Совета депутатов от 3 ноября 2010 г. № 29 на территории Речицкого района установлен и введен курортный сбор. Данным Решением установлена максимально возможная согласно п. 3 ст. 278 НК ставка курортного сбора. При этом данная ставка не зависит от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации, что не соответствует требованиям п. 3 ст. 278 НК, предусматривающим дифференциацию ставки курортного сбора в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации. Соответственно, необходима корректировка Решения № 29 в этой части.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-З (ред. от 30.12.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З (ред. от 30.12.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З (ред. от 02.07.2009) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: Закон Республики Беларусь от 14.06.2007 N 239-З (ред. от 01.01.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З (ред. от 04.01.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

О государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2006 N 1450 (ред. от 11.12.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

Об утверждении перечня санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь для реализации права граждан на санаторно-курортное лечение и оздоровление с использованием средств государственного социального страхования и республиканского бюджета: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 N 720 (ред. от 11.07.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

О некоторых вопросах разведения, содержания, ввоза в Республику Беларусь, а также обучения владельцев потенциально опасных пород собак: Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12.12.2001 N 40 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

Об установлении на территории Гомельской области местных налогов и сборов и введении их в действие: Решение Гомельского областного Совета депутатов от 24.12.2009 N 302 (ред. от 13.12.2010) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

Об установлении на территории Речицкого района курортного сбора: Решение Речицкого районного Совета депутатов от 03.11.2010 N 29 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

О районном бюджете на 2014 год: Решение Речицкого районного Совета депутатов от 30.12.2013 N 195 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. М.: Волтерс Клувер, 2006. 640 с.

Василевич Г. А. Конституционные принципы налогообложения в решениях Конституционного Суда Республики Беларусь // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 2007. № 7. С. 13-18

Гвоздикова А. В. Оценка и перспективы развития системы местного налогообложения в России: монография. — Шахты: ЮГГУЭС. 2004. – 256 с.

Грицюк Т.В. Макроэкономическое фискальное регулирование отношений центра и регионов // Финансы и кредит. 2003. № 1. С. 48-50.

Кишкевич К. И. Налоговое право Республики Беларусь—Мн., 2002. – 342 с.

Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под, ред. А. В. Брызгалина. - М.: Юрист, 1997. – 456 с.

Налоги: Учеб. / Под ред. Н. Е. Заяц, Т. Н. Василевской и др. – Мн: БГЭУ, 2000. – 321 с.

Пансков В.Г. К вопросу о финансовой самостоятельности местного самоуправления // Вестник Финансовой академии при Правительстве РФ. 2001. № 3. С. 21-23.

Пронина Л.И. Вторая часть Налогового кодекса - продолжение налоговой реформы и ее влияние на доходы местных бюджетов // Финансы. 2002. № 5. С. 26-28.

Пронина Л.И. О разграничении налоговых полномочий и увеличении налоговых доходов местных бюджетов // Финансы. 2001. № 5. С. 30-31.

Тамбиев М.М. Европейский опыт местного самоуправления и администрирования местных налогов // Общество и право. 2011. № 4. С. 280-282.

Томаров В. В. Правовое регулирование региональных и местных налогов и сборов в Российской Федерации. Автореф. дисс к.ю.н.. — М., 2000. – 25 с..

Циммерманн X. Муниципальные финансы: Учебник / Пер. с нем. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 356 с.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. - М., 2001. – 367 с. 

Способы оплаты

Банковский переводWebMoneyЯндексДеньгиEasyPayVisa/MasterCardАИС «Расчет» (ЕРИП)